Программное заявление «Бизнес Инжиниринг Групп» (БИГ) по вопросам целей и средств постановки менеджмента качества на российских предприятиях
Группа БИГ считает, что реальный переход на принципы управления положенные в основу международных стандартов ISO 9000 позволит сделать российские предприятия более конкурентоспособными не только на внутренних рынках, но в глобальной мировой экономике.
При этом Группа исходит из следующих Положений:
Менеджмент качества – это лучшая практика современного менеджмента, ведущая к росту конкурентоспособности компании
На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются общепризнанным стандартом эффективного управления предприятием, отразивших лучшую практику ведения бизнеса на основе новых моделей конкуренции. Соответствие стандарту ИСО 9001:2008 означает, что достигнутый на предприятии уровень менеджмента,
отвечает базовому набору требований, отражающих международно-признанные способы ведения бизнеса. Новые стандарты ИСО 9004:2010 ведут нас дальше в мир инновационной экономики… (см. Эволюция стандартов менеджмента качества). Основные усилия в наших проектах мы направляем на решение
задач повышения общей эффективности управления компанией, повышения ее управленческой зрелости, быстрого роста конкурентоспособности компании.
Система менеджмента качества должна быть встроена в общую систему управления компанией
В нашей статье «О роли СМК в общей системе управления предприятием», опубликованной в журнале «Методы менеджмента качества» была обозначена проблема «изолированных СМК» – т.е. СМК, представляющих собой функциональную область, живущую
своей жизнью и, практически, не влияющую на бизнес-результаты компании. Для того, чтобы СМК стала частью общей системы управления нужно точно определить ее место в этой системе.
Освоив, более или менее, за 10 лет стандартные техники операционного управления (учет и бюджетирование, прежде всего), российский бизнес так толком и не поднялся до реального освоения следующих уровней управления, не научился «работать с будущим», закладывать в настоящем фундамент эффективности бизнеса.
Стратегическая направленность является фундаментальной особенностью Системы Менеджмента Качества. Именно СМК, в случае включения ее в общую систему, задает общекорпоративные стандарты управления эффективностью и развитием для всех функциональных систем, отдельных бизнесов и компании в целом.
Менеджмент качества – это высшая форма регулярного менеджмента
С 1996 года консалтинговой группой БИГ развивается концепция управления предприятием, получившая название «регулярный менеджмент». Одна из основных тем этой концепции – необходимость перехода российских компаний от неформальных методов управления к строго документированным процедурам и регламентам
деятельности. В тоже время, согласно стандартам ИСО, основу управления качеством на предприятии составляет спроектированная и обязательно документированная система, которая регламентирует основные аспекты деятельности предприятия.
То есть, построение системы менеджмента качества компании невозможно без внедрения процедур регулярного менеджмента, а законченным и действительно эффективным внедрение процедур регулярного менеджмента становится при ориентации на требования стандартов ИСО.
Менеджмент качества предполагает совершенство организации деятельности компании
Мы полностью разделяем утверждение стандарта ISO 9004:2000 «Руководящие указания по улучшению деятельности» – «для успешного руководства и управления компанией необходим систематический и наглядный менеджмент».
Группа БИГ отождествляет задачи менеджмента качества и организационного менеджмента – управленческой деятельности по проектированию и оптимизации внутреннего устройства компаний. Появление новой версии стандартов серии ИСО 9000 в 2000 году привнесло в практику новые подходы к менеджменту качества –
системный и процессный.
Первый помогает выстроить целенаправленную организацию, второй – позволяет выделить взаимосвязанные элементы деятельности, ориентированные на измеримый результат. Все это приближает менеджмент к точным наукам, позволяет сделать компанию более предсказуемой и адаптивной к вызовам внешней среды.
Лучшим методом эффективной организации деятельности является «бизнес-инжиниринг»
Возможность реализации современных подходов к построению СМК обеспечивает применение новых технологий управления и, прежде всего, применение технологий бизнес-инжиниринга.
Бизнес-инжиниринг в настоящее время рассматривают как инновационный подход к управлению эффективностью организаций, востребованный тогда, когда существующие методы стали плохо работать в условиях высокой динамики внешней среды. Междисциплинарный подход к проблеме создания успешно функционирующих систем
как технических, так и организационных носит название «системная инженерия» (System Engineering). Но если инжиниринг – деятельность по созданию, обеспечению оптимального функционирования и развития технических систем, то бизнес-инжиниринг, делает то же самое в отношении бизнес-систем, причем опираясь
на инженерные методы:
- Работа по чертежам (схемам, моделям)
- Работа с применением стандартов
- Проекты, как основной способ реализации деятельности
- Постоянный поиск оптимальных решений и инновации
«Бизнес-инженеры» конструируют точные цепочки организации деятельности от целей самого высокого уровня до задач каждого сотрудника. Для такого конструирования нужны электронные модели! С помощью специальных программных инструментов строятся специальные компьютерные модели структур, процессов, компетенций,
показателей и других элементов организационного устройства компании. Точная модель может дать целостное представление об организации деятельности, позволяет проанализировать узкие места, сделать бизнес-процессы компании стандартными и управляемыми, поддерживать всю систему организационных регламентов.
Наличие точных моделей позволяет принимать оптимальные организационные решения, поддерживать взаимосвязанные регламенты деятельности, настраивать нужным образом информационные системы, достигая тем самым необходимой организационной синергии. Прозрачные и ясные модели деятельности, созданные с помощью
технологий бизнес-инжиниринга, могут стать основой единого языка общения всех сотрудников компании, что позволяет максимально использовать их творческий потенциал.
Технологической основой постановки и поддержки Систем Менеджмента Качества являются современные системы организационного моделирования
Для регуляризации и повышения эффективности деятельности предприятий необходимы не только методики и процедуры, но и специальные программные средства Orgware (организационные продукты) – средства поддержки «организационного управления» или организации деятельности.
Применение технологий бизнес-моделирования для построения Систем Менеджмента Качества позволяет компании достаточно быстро перейти к системному и процессному управлению. Средством информационной поддержки СМК в наших проектах является система бизнес-моделирования ОРГ-Мастер, успешно
используемая в этом качестве на многих отечественных предприятиях.
С появлением собственных orgware ОРГ-Мастер радикально сместились акценты в концепции «регулярного менеджмента» Применение технологий и инструментальных средств ОРГ-Мастер позволяет при создании СМК перейти к реализации подхода: «Менеджмент модели» вместо «Менеджмента документов». Но электронная модель
деятельности, это не только средство автоматической генерации документов-регламентов. Прежде всего, модель – это корпоративная база знаний о том «как организован бизнес», а также инструмент его совершенствования.
С нашей точки зрения, только применение адекватных информационных технологий делает СМК эффективно работающей системой, реальным средством постоянного развития и совершенствования бизнеса.
Резюме
Соединение концепций регулярного менеджмента, стандартов менеджмента качества, новейших технологий и инструментов бизнес-инжиниринга дает российским предприятиям уникальный шанс быстро привести уровень своего менеджмента в соответствии с мировой практикой, а в некоторых аспектах и превзойти его. Совместное
решение этих тесно взаимосвязанных задач позволяет резко ускорить выполнения работ и, одновременно, понизить их стоимость.
Человек, желая быть здоровым, не стремится получить справку о состоянии здоровья, а предпринимает волевые усилия чтобы выздороветь: лечит «болячки», начинает делать гимнастику, правильно питаться, соблюдать режим и проч.
Однако 90% российских предприятий заняты задачей «получения справки» нисколько не продвигающей их по пути совершенствования менеджмента… Мы предлагаем идти по пути «здоровья»…
Эффективность наших подходов подтверждена проектами по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 на российских предприятиях.
|