Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Как управлять организационной структурой в условиях постоянных изменений? Узнайте об этом на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | БИГ-СПб | Логистика

Logo...
Logistos...
Логистика...
 

Продолжение серии статей (начало в “ЭЖ. С-Пб региональный выпуск” №47 за 1996г., №1-2, 4, 7, 11, 17, 20, 24, 35, 41, 48 за 1997г., №5, 30, 37, 48, 49 за 1998г.) по проблемам управления бизнесом на современных российских предприятиях, подготовленных петербургской ассоциацией “Бизнес Сервис” - региональным представительством консалтинговой группы БИГ

Из глубины веков от греческих Logo (думать, рассуждать), Logistos (расчет, раздумье, план) и Logistica (искусство практического проведения расчетов) вошло в современный российский бизнес новое понятие логистика.

Разные аналогии возникают в воображении российских руководителей, когда речь заходит о логистике: “Это, как ванна, из которой вода забирается и наливается, кран и человек, который этим руководит ”. Или - “логистика – это такая труба, по которой движутся потоки: материальные, финансовые, информационные, и с ними что-то происходит, меняется их качество”. Наконец, “это конвейер, охватывающий всю организацию, и проблема в том, чтобы на стыках было как можно меньше сбоев, неконтролируемых действий”.

Общее в этих определениях – взгляд на логистику как на нечто, связанное со всей организацией, а не отдельными ее частями. Это тем приятнее, что такой подход лишь недавно выработала западная управленческая мысль (первоначально под логистикой понимали организацию снабжения и сбыта). Консультанты рассказывают, что часто клиенты, заказывая постановку логистики и отвечая на вопрос, что именно они хотят, начинают с закупок и реализации, переходят на денежные потоки, оборачиваемость средств и заканчивают чуть ли не налоговой схемой.

С формальной точки зрения – это путаница в разделах менеджмента, но по существу заказчики правы: их интересует организация в целом и происходящие в ней процессы. А значение термина “логистика” как раз и есть организация процесса. Описываемое этим термином явление появилось тогда, когда от простейшей организационно- функциональной модели организации (“кто- что” делает) перешли в к построению функционально-технологических моделей, дополнив их правилами “когда” и “в какой последовательности”.

Таким образом логистика есть организация процессов разного типа. Это новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления сквозными материальными и информационными потоками с целью достижения максимальной совокупной эффективности работы. Применительно к бизнесу схема организации таких сквозных потоков приведена на рис. 1.

В мировой практике логистика стала целеполагающей сферой деятельности со средины 70-х годов. С этого времени акценты в оценке силы бизнеса сместились в область ресурсного потенциала и экономии на издержках обращения. Этому способствовало превращение рынка продавца в рынок покупателя и, как следствие, усиление конкуренции, а также внедрение компьютерных технологий в управление предприятиями. Кроме того, в современном бизнесе существенно возросло время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат), что вызывает повышенный интерес к логистике.

После августовского кризиса 1998г. в России наблюдается небывалый рост объемов производства у некоторых отечественных производителей (особенно ориентированных на использование отечественного сырья). В некоторых отраслях производства ежемесячный прирост производства превышает 60%. В этих условиях совершенствование бизнес процессов становится непременным условием для роста бизнеса.

Различают следующие компоненты логистики:

  • Закупочная логистика - процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами.

  • Распределительная логистика - обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

  • Производственная логистика - обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

  • Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

  • Транспортная логистика - оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

При этом существенное отличие логистического подхода заключается в системном рассмотрении совокупности процессов с позиции единой материалопроводящей цепи. Интеграция отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом и методологическом уровне, а минимизация затрат времени и ресурсов достигается путем оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Издержки отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны между собой (см.рис.2). Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов - к дополнительным издержкам вызванным повреждением грузов при доставке и т.д.

При определенных условиях может иметь место такое перераспределение затрат, при котором некоторое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.

Критерием правильно организованной логистики является минимизация суммарных издержек.

Логистика призвана обеспечить оптимальное управление ресурсами предприятия. Различают следующие виды ресурсов (см.рис.3): людские, информационные, материальные, средства производства, энергетические. При этом главной целью постановки логистики является обеспечение предприятия необходимыми ресурсами в заданном объеме, требуемого качества, в нужном месте, к установленному сроку, за установленную цену.

В области материальных ресурсов указанная цель логистики формулируется известными “шестью правилами логистики” (6 richtig): нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Постановка логистики обеспечивает: сокращение запасов и связанного капитала, готовность товара к поставке, сокращение времени выполнения заказа и повышение его качества, повышение гибкости производства. Это обеспечивает снижение себестоимости продукции и улучшение качества поставок – решающего конкурентного преимущества в условиях насыщения российского рынка.

Факты, свидетельствующие о том, что пора подумать о проекте реорганизации бизнес процесса:

  • Половина заказов, отгружаемых клиентам, не поступает к ним вовремя, и приходится выяснять, что произошло

  • Выяснение статуса заказа отнимает значительную часть времени сотрудников отдела сбыта

  • Обработка заказа занимает несколько дней

  • Компания вынуждена держать большой “страховой заказ” для удовлетворения потенциальных клиентов

  • В половине случаев часть заказанных товаров оотсутствует на складе, и клиент вынужден ждать

  • Рост числа клиентов приостанавливается, некоторые постоянные клиенты уходят к конкурентам

Действия, которые нужно предпринять:

  • Четко сформулировать проблему, цель проекта

  • Обсудить сложившуюся ситуацию с руководством компании и добиться его согласия относительно того, что проблема существует и ее надо решать

  • Проанализировать варианты решения:

    • Создать на предприятии группу для проведения анализа, выработки и внедрения рекомендаций по улучшению работы

    • Обратиться за помощью в консалтинговую компанию

  • Убедиться, что в команду, которая будет заниматься анализом, включены люди из всех заинтересованных отделов

Что делать не нужно:

  • Игнорировать проблему

  • Бросаться покупать “магическую компьютерную программу”

  • Пытаться реорганизовать отдельные составляющие, не обращая внимания на связи между отделами.

Вместо эпилога

К сожалению очень немногие российские предприятия могут продемонстрировать регулярно поставленную логистику.

Гениальную постепенность и сообразительность в вопросах логистики продемонстрировали на одном крупном предприятии, о котором рассказали нам в компании “Артур Андерсен”. Вот, что увидел консультант:

Я думал о передовых технологиях, о том, как более эффективно организовать работу склада, а увидел, что они носятся со своей продукцией по складу и смотрят, куда положить, чтобы на нее вода с потолка не капала. То есть менеджер решает такие проблемы.

И что же вы посоветовали?

Я посоветовал заделать дырку.

И что?

Денег на ремонт у них не было. Но после того как мы наладили там учет (до этого была такая система: кладовщик смотрел на горы продукции и говорил, что там примерно 5-6 тысяч кубометров, точнее он оценить не мог, соответственно, замораживались большие запасы, которые к тому же портились, себестоимость продукции здорово “плавала”), у них появилась информация о том, что есть на складе и нужно ли это заказывать. Они стали регулировать запасы, держать их как можно меньше, и проблема ремонта крыши была решена...

Вот такой событийный ряд. А каково сквозное действие!

 

словарь по теме:

Материальный поток – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. (Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”). Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

Логистическая цепь - линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (организаций), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребления (непроизводственное, личное потребление).

Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).

Эффективность логистической системы – это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.

Компоненты эффективности логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам.

 

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”