Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Концептуальное проектирование стратегий

Формирование системы целей и показателей

Формирование системы процессов

Описание ключевых процессов

Оптимизация систем и процессов

Оптимизация организационной структуры

Постановка регулярного менеджмента

Постановка системы процессной мотивации

Постановка системы управления знаниями

Настройка и внедрение информационной системы

Постановка системы менеджмента качества

Форматы оказания услуг

Примеры проектов

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Новые специальности: директор по организационному развитию, специалист по бизнес-моделированию, бизнес-аналитик: это надо всем компаниям - этому нигде не учат! Только на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Консалтинг | Менеджмент качества

Интериоризация, как одно из ключевых понятий менеджмента качества

С точки зрения социальной психологии, ключевое понятие теории управления качеством – максимальная интериоризация. В отличие от адаптации, процесс интериоризации обеспечивает полное восприятие членом общества (в данном случае – работником предприятия) не только норм поведения в данном обществе, но и его идей, целей. 

В классическом варианте капиталистического предприятия имеет место исключительно адаптивное восприятие норм. На нем работник следует принятым нормам лишь постольку, поскольку их соблюдение вознаграждается, а нарушение – карается. Однако при отсутствии внешнего контроля эти нормы теряют всякий смысл для работника, а, следовательно, и власть над ним. Главными задачами производственного менеджмента в данной ситуации является внешнее стимулирование работника (рациональное сочетание кнута и пряника) и тотальный контроль за его деятельностью. Очевидно, что такой подход позволяет добиться максимального эффекта только при выполнении работником механистического труда, результаты которого легко поддаются контролю и измерению.

В марксистском варианте экономической теории главным принципом является:«от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», начисто отвергающем идею материального стимулирования работника. Главным стимулом должна была стать его «сознательность», что как раз подразумевает полную интериоризацию. Средством этого служила идеологизация общества. Однако практика показала, что работать только «за идею» люди способны лишь весьма непродолжительное время. Человеку необходимо чувствовать отдачу от своего труда. Ставка на сознательность в чистом виде не оправдалась, но признать этот факт в условиях марксистской идеологической доктрины со всем миром было невозможно. Поэтому вполне естественным было широкое использование репрессивного аппарата. При этом возникла ситуация, которую можно назвать вторичной адаптацией или показной интериоризацией, когда люди делали вид, что работают «за идею» (интериоризация), но реальным стимулом был страх (адаптация).

Можно привести другой, более актуальный сегодня, пример, в котором работает такая же схема:

Руководство современного предприятия часто осознаёт опасность чисто адаптивного восприятия персоналом норм и идеологии компании. В таком случае предпринимаются попытки создания соответствующей корпоративной культуры, направленной на усиление преданности фирме, развития коллективистского духа etc., т.е. на интериоризацию корпоративной идеологии. Но проблема в том, что задача эта очень сложна, и зачастую неуклюжие попытки насаждения культуры сверху вызывают то самое явление вторичной адаптации: в присутствии начальства сотрудники из опасения вызвать его недовольство демонстрируют полную преданность корпоративному духу, а потом «за глаза» это же его высмеивают.

Добиться того, чтобы работник воспринимал предприятие как родную семью и вкладывал в работу душу, очень нелегко, для этого требуются специальные методы. Они оправдывают себя в том случае, если предприятие заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве со своими работниками и в максимальном использовании человеческого ресурса. Естественным образом этим условиям удовлетворяют японские предприятия с их системой пожизненного найма и первоначальной бедностью всех остальных ресурсов.

Применительно к общей теории управления можно сказать, что сверхзадачей системы управления качеством является балансирование между Сциллой адаптации и Харибдой чрезмерной идеологизации.

Таким образом, цель современного управления обозначена – интериоризация. Более сложный вопрос – практические методы достижения этой цели. 

Работник, как элемент производственной системы, может быть представлен как «черный ящик», который на входе получает управляющий сигнал, а на выходе имеет некий результат своей деятельности. Формирование «управляющего сигнала», побуждающего человека к действию, называется мотивацией. Оценку любой деятельности человека на предприятии можно свести к двум показателям – производительности и качеству работы.

Схема 1

Данная схема иллюстрирует самый простой вариант управления, когда оплачивается только рабочее время, независимо от результатов труда. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев используется схема с обратной связью:

Схема 2

В общем случае при этом сохраняется адаптивное восприятие работником норм производственного поведения. Если же удаётся добиться интериоризации этих норм и ценностей, получается следующая картина:

Схема 3

По схеме видно, что система управления усложнилась, в ней появился ещё один, внутренний, контур. Из теории управления известно, что такая система, при правильной её настройке, способна работать с большей точностью, надежностью и автономностью.

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”